Безопасность или рентабельность? #002

Как, например, сложилось расхожее мнение, что безопасность мореплавания напрямую зависит от вложенных средств? Логика рассуждений примерно такова. Безопасность судна обеспечивается его живучестью, а живучесть зависит от способности судна сохранять эксплуатационные качества в возникающих экстремальных ситуациях, т. е. от надежности энергетической установки, судовых систем и устройств.


Их работу необходимо контролировать, за исправностью систем контроля тоже необходимо следить, для этого требуются соответствующие оборудование и приборы. С увеличением оборудования в комплексе систем управления возникает проблема их взаимодействия и взаимопомех, возможны непредвиденные внешние воздействия на приборы. Чтобы повысить надежность наиболее ответственных систем и оборудования, предусматривается их дублирование. Но как бы ни была высока надежность каждого прибора и механизма в отдельности, надежность систем, в которых они функционируют, будет неизбежно ниже: чем больше на судне приборов, устройств, тем ниже надежность и выше вероятность отказа, т. е. реальная надежность и долговечность судового оборудования определяют и возможный предел насыщения судна этим оборудованием, за которым надежность неизбежно начнет снижаться. Именно поэтому, если предел достигнут, предусматривать дублирование теряет смысл.


В этих рассуждениях упущено несколько важных моментов. Во-первых, более надежное оборудование не обязательно будет более дорогим; как правило, устанавливаемое на судне оборудование со временем и совершенствуется, и дешевеет. А главное, если отказ двигателя или рулей управления для самолета катастрофа, почти всегда кончающаяся трагически, то для судна это отнюдь не трагедия. Надежность судового оборудования хотя и важный, но, к счастью, не решающий фактор безопасности. Безопасность судна значительно больше зависит от прочности корпуса, остойчивости и других мореходных качеств, не столь однозначно зависящих от капиталовложений. По крайней мере, при современном уровне судостроения можно достичь нормальной безопасности без дополнительных затрат.


К тому же, если принять предложенную выше точку зрения, тогда более высокая плата за повышение безопасности естественна. Вопрос лишь в том, как оценивать эти затраты и те обстоятельства, что потребовали повышения безопасности, т. е. насколько верна методика расчета затрат на безопасность, объективны ли критерии, на которых она основана?


Сегодня появление на судне того или иного прибора определяют именно экономические показатели: механизация и автоматизация внедряются на судах отнюдь не ради повышения безопасности. Заказчик соглашается вложить средства, если экономическая выгода для него очевидна, если затраты быстро окупятся. Сиалис: https://djenerik.ru/sialis-dzhenerik-kupit

f6308b012b33dc80f65ec83f2434d790