Разделение властей в Республике Беларусь

Принцип разделения властей - это один из основополагающих принципов, лежащих в основе конституционного строя и являющийся прямо закрепленным в Конституции государства. В общем смысле данный принцип означает, что государственная власть сосредоточена не в руках одного лица или госоргана, а разделена между несколькими госорганами по принципу специализации.

Если говорить более конкретно, то в Республике Беларусь существует три ветви власти:
• законодательная;
• исполнительная;
• судебная.

Конституция прямо указывает, какому органу какая власть принадлежит. Так, законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Последняя, к слову, является палатой территориального представительства, поскольку в её состав входят депутаты, выбранные на основании принципа территориальности: в данную палату от каждой области избирается по 8 человек, 8 человек представляют город Минск, плюс 8 человек назначается Президентом.

Парламент занимает особое место в системе государственных органов, поскольку принимаемые им законы направляют государство, устанавливая основные постулаты государственной и общественной жизни общества. Основная задача законодательной ветви власти - это законодательная деятельность, т.е. издание нормативных правовых актов. Именно деятельность законодательного органа устанавливает ту основу, с которой работают другие государственные органы власти.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Это центральный орган государственного управления, который руководит подчинёнными министерствами и ведомствами. Суть исполнительной власти в том, чтобы претворить в жизнь все положения, которые были приняты законодательными органами, т.е. если Парламент принимает законы, исходя из целесообразности и необходимости, то органы исполнительной власти занимаются тем, чтобы этот закон реализовать и наладить его дальнейшее соблюдение в обществе.

Структура правительства Республики Беларусь определяется Президентом. Именно глава государства назначает Премьер-министра (на подобное назначение Парламент даёт своё одобрение), заместителей Премьер-министра, руководителей ведомств и других членов Правительства. Правительство ответственно перед парламентом, но подотчетно президенту.

Судебная власть принадлежит системе судов, в которую входят: конституционный суд, общие и хозяйственные суды. Данная ветвь власти призвана решать конфликты, возникающие в обществе. Происходит это путём осуществления правосудия в рамках хозяйственного, уголовного, административного и иных видов процессов.

Отдельное место в системе разделения властей занимает Президент, поскольку он является, по сути, арбитром, который призван для того, чтобы налаживать взаимодействие между государственными органами различных ветвей власти и обеспечивать их преемственность.

Стоит отметить, что разделение власти на соответствующие ветви осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали, т.е. разделение проявляется не только на высшем уровне, но и на местах.

Нужно упомянуть, что Конституция называет ряд государственных органов, которые ни к одной из ветвей власти не относятся. В пример можно привести Прокуратуру, Комитет государственного контроля, Администрацию президента, Национальный банк и тому подобное. Специфика данных государственных органов заключается в том, что они не относятся ни к одной из ветвей власти и подчиняются непосредственно главе государства.

Роль принципа разделения властей сложно переоценить, поскольку при концентрации государственной власти в одних руках это неумолимо ведёт к установлению абсолютизма, нарушению прав и законных интересов граждан, несоблюдению общих принципов международного права. Проекты домов Z500 http://z500proekty.ru в Москве

1c87326dfab50541a420c2904ef302b1