Как предотвратить бесследное исчезновение судов

По данным автора статьи, за рассматриваемый им период пропало без вести 16 судов с навалочным грузом общим дедвейтом 400 тыс. т и при этом погибло около 400 чел. В числе возможных причин катастроф следующие: ураганы, тайфуны, взрывы, пожары, течь корпуса, смещение груза, пиратство, ядовитые пары, волны-«убийцы», чрезмерный крен при сильном волнении, опрокидывание.


Однако, пишет автор, не все эти случаи должны оканчиваться исчезновением судов без следа. Тем не менее возникает вопрос — почему не оказались на воде незакрепленные на палубе предметы, которые могли бы быть обнаружены поисковыми судами. Но факт в том, что ни одно из пропавших судов не оставило никакого следа, хотя некоторые смогли передть в эфир сигналы о помощи. Но их поиски не дали результатов.


До появления ИСЗ в мировом флоте, согласно статистике страховщиков, ежегодно пропадали без вести 5—10 судов. Но и сейчас, в век компьютеров и спутников, за год исчезает, как пишет автор статьи, в среднем 5 дорогостоящих судов с людьми и ценным грузом.


Для предотвращения бесследного исчезновения судов, по мнению иностранных специалистов, необходимо решить хотя бы три проблемы: исключить взрывы на судах при перевозке навалочных грузов; усилить конструктивную прочность корпуса балкеров и балктанкеров, а также контроль за равномерным распределением нагрузок на корпус судна; создать автоматическую систему подачи сигналов бедствия.


Из анализа аварий с судами можно предположить, что прочность корпуса судна в целом или его отдельных узлов недостаточно обеспечивалась при плавании с полным грузом руды, особенно в сезон тайфунов. Это обстоятельство можно отнести как на счет неудачного проектирования, так и перенапряжений корпуса судна при ускоренной погрузке. В связи с этим, видимо, следует решить вопрос: идти ли по пути усиления прочности корпуса или же будет достаточно установить эффективную систему контроля за напряжением в корпусе судна в период грузовых операций и выбора оптимального курса и скорости движения при плавании на волнении.


Что касается создания системы автоматической подачи сигналов бедствия, то ИМО планирует в этом десятилетии с её помощью значительно расширить возможности поисково-спасательных служб. Суда, использующие эту систему, смогут быстро и надежно подавать сигналы бедствия, а действия единой поисково-спасательной службы будут хорошо скоординированы.


Основу системы составят автоматические аварийные буи, которые в случае гибели судна всплывают и подают сигналы бедствия через спутники связи. Это позволит быстро и точно определить место катастрофы и организовать эффективную помощь людям.


Подкомитет ИМО по безопасности мореплавания в настоящее время работает над расширением мировой поисково-спасательной системы. Уже достигнуты значительные успехи в Северной Атлантике, в Северном и Балтийском морях, в юго-западной части Атлантического и Тихого океанов, Карибском море и Северном Ледовитом океане. На сайте http://www.diplomik.net/ вы можете купить диплом в Киеве