Современные молодые кинематографисты (1972 год, часть 5)

Савва Кулиш остался верен избранному жанру и в следующей работе, хотя путь, по которому он пошел, нельзя считать легким и проторенным. Вторая его картина «Комитет 19-ти» (по сценарию С. Михалкова и А. Шлепянова, при участии С. Кулиша) раскрывает перед нами процессы борьбы против сил войны и социального угнетения.


Молодой эстонский режиссер Калью Комиссаров начал свою творческую биографию в кино с картины «Белый корабль», показав трагические судьбы нескольких юношей, попавших под влияние чуждой идеологии и пытавшихся искать счастья под «райскими кущами» буржуазного мира. Картина реалистически раскрывает всю жестокость и пошлость пресловутого «общества потребления», показывает неизбежность трагического конца тех, кто отвернулся от своей социалистической Родины.


На аналогичном материале построен фильм режиссеров-дебютантов О. Гвасалия и А. Стефановича «Вид на жительство», сценарий которого также написан С. Михалковым и А. Шлепяновым.


Картины эти отнюдь не безупречны. Вероятно, желая уйти от шаблонной структуры детективного фильма, авторы картины «Комитет 19-ти» ослабили фабулу ленты и тем затруднили ее зрительское восприятие. При безусловной профессиональной одаренности молодых постановщиков, создателей фильмов «Вид на жительство» и «Белый корабль», известная робость и нечеткость режиссерской мысли снизили уровень экранного воплощения интересного материала, особенно значительного своей пропагандистской направленностью.


Искусство кино прежде всего является искусством художественного постижения современности, отражая процессы, происходящие в наши дни, сегодня. Но мы прекрасно понимаем, что остросовременными могут быть и фильмы, обращенные к истории революции, к незабываемым событиям Великой Отечественной войны, к далекому или недавнему прошлому.


Много раз эти исторические этапы были показаны на киноэкране, но молодые художники нередко дополняют их изображение новыми реалистическими красками, привносят свое видение и понимание истории, и тогда произведения о прошлом становятся интересными явлениями искусства сегодняшнего дня. Именно такими фильмами оказались «Иваново детство» А. Тарковского, «Первый учитель» А. Кончаловского, «В огне брода нет» Г. Панфилова. Эти фильмы в свое время открыли молодых, даровитых художников.


Думается, что полезный вклад в дело воспитания молодого поколения зрителей внесут картины В. Гажиу «Взрыв замедленного действия» (Молдавия) и «Мужское лето», созданная М. Гедрисом в Литве.


Не всегда, однако, закономерно обращение молодых кинематографистов к материалу прошлого, даже если это экранизация известных, полюбившихся читателям произведений.


Фильм В. Трегубовича «Даурия» смотрится с интересом, в нем есть актерские удачи, и он хорошо снят. В биографии Л. Головни фильм «Конец Любавиных» своего рода шаг вперед, а молодая актриса Г. Яцкина создает в картине очень привлекательный образ крестьянской девушки. Можно порадоваться, что дипломные работы совсем молодых режиссеров, собранные в мосфильмовской ленте «В лазоревой степи», оказались достойными выпуска па большой экран. Тем не менее не скажешь, что создание этих картин продиктовано глубокой внутренней потребностью молодых режиссеров сказать нечто новое, свое о героических народных битвах. Современного осмысления событий, художественного откровения здесь нет.


Но вот перед нами первый фильм Николая Губенко — «Пришел солдат с фронта». Свежесть и сила чувства, с каким сделан фильм, покоряют, открывают в вас «второе зрение», и вы по-новому воспринимаете рассказ о народных героях Великой Отечественной войны, которым суждено было совершить второй подвиг: возродить к жизни родную землю и души людей, покалеченные врагом.


Большую нравственную высоту и гражданскую зрелость проявили в этой первой работе дебютанты — режиссер Н. Губенко и оператор Э. Караваев, сумевшие раскрыть духовный облик советского человека, лучшие черты национального характера. На официальном сайте казино Плей Фортуна вы можете найти код на кешбек 20% http://playfortuna1.su