Тут важно уделить достаточно времени, покорпеть, продумать каждый шаг, как в игре в шахматы, потом отшлифовать результат, отбросить ненужное. Но как бы долго не сидеть, не факт, что окончательное решение окажется верным, поэтому тут главное, как и в любом деле, знать как это правильно делается.
Чип и Дэн Хиз в своей книге «Ловушки мышления» на основе многочисленных анализов выявляют четыре этапа принятия решений, а также четырех врагов, которые поджидают нас на каждом из этих этапов. Книга помогает разобраться, как с ними бороться.
Итак, ознакомимся с этапами принятия решений:
1 этап - понимание необходимости выбора
Сначала человек мечется, думает, задает себе вопрос «а что если?» В голове все крутится, вертится, получается каша.
2 этап - анализ вариантов
На втором этапе человек собирает информацию в кучу, расставляет по полочкам, разбивает на плюсы и минусы, полагаясь на опыт других людей, взвешивает аргументы за и против, яснее уже выглядит постановка самого вопроса. Он выдвигает для себя возможные варианты решения.
3 этап - непосредственно сам выбор
Человек сообщает всем, что собирается сделать, тут очень важно выслушать людей, потому что они на этом этапе могут тебя свернуть с пути, выдвинуть какой-нибудь сильный аргумент, который был упущен или, наоборот, тебя подбодрят, что «крылья вырастут».
4 этап - жить с этим выбором
Уже после того, как дело сделано, ещё долго приходится свыкаться с новыми обстоятельствами.
Враги на пути принятия решений:
1). Узкие рамки вынуждают упускать варианты
На решение могут повлиять обстоятельства, если они загоняют в рамки, то решать приходится очень быстро. У человека нет в голове вариаций он видит только два пути решений, да или нет. Чем жестче рамки, тем четче видно решение, оно ярче выражено и не подлежит сомнению. Такое решение легче всего принимать, потому что оно очевидно и вынужденно, выхода другого нет. Но всегда, конечно, есть решения кроме этих двух, третье, четвертое, просто они неявно выражены, их сложнее отыскать.
2). Предвзятость
Человек, когда решает сделать что-то или нет, он подсознательно знает уже вариант, к которому он стремится, душа лежит и ищет все аргументы за этот вариант. Он уже априори обречен на то, чтобы его выбрать, он видит и слышит только факты, подтверждающие его вариант. Можно сказать, что человек слеп.
3). Эмоции
Человек, поддавшись эмоциям, может сделать то, чего не сделал бы, обдумав ситуацию, посмотрев на нее со стороны трезвым ясным взглядом. Во время бурления эмоций, когда они охватывают, человеку кажется, что вот только это и является правильным, единственно верным решением.
Эмоции переносят нас в мир, где все классно. Когда эмоции движут, можно совершить много полезного или натворить ошибок. Эмоции к разным результатам приводят, это палка о двух концах, могут сыграть помощника, а могут врага.
4). Излишняя самоуверенность
В моменты принятия решений человек слишком самонадеян, видит единственное решение и уверен, что оно наивернейшее, прекрасно в голове рисует картину будущего, что будет происходить за этим шагом. Он уверен в этом, его мозг гарантирует, что все будет именно так.
Мозг такая штука, которая не всегда играет нам на пользу. Он как бы отдельно от человека действует, иногда может выступать противником человеку, может быть это в тех случаях, когда мы его не правильно используем, ему не нравится это и он уже вступает в борьбу с человеком.
Советы, которые нужно взять на заметку:
1. В жизненных задачах очень много обстоятельств, которые невозможно учесть, моментов, которые являются определяющими, много. В такой ситуации нужно учесть только главное. Огромное множество обстоятельств мешают нам решить задачу.
2. Человеку нужно всегда сомневаться, всегда нужно стремиться предвидеть подводные камни, возможные неурядицы, какие могут возникнуть проблемы, как их решать, «никогда не недооценивай врага», лучше лишний раз перестраховаться, чем потом кусать локти.
Что мешает нам принимать адекватные решения?
В рамках этого исследования проводился эксперимент с двумя группами рекламщиков. Первая группа сделала рекламный баннер, выставила его на обозрение, на обсуждение оценщиков и выслушала критику, потом в соответствии с замечаниями переделывала, снова показывала, снова терпела критику и так шесть раз.
А другая группа сразу сделала шесть разных баннеров и все шесть выставила, в итоге не было критики, просто каждый выбирал картину, которая ему по душе. Потом к какому варианту склонился больший процент людей сделали выбор.
Людям надо давать несколько вариантов, мозг так устроен, что ему нужно видеть альтернативные варианты и выбирать между ними. Если не разложить перед ним варианты, мозг будет выбирать только из того, что есть, и выбор будет исключительно только между да или нет.
Обсуждения